«Надо не бояться делать первый шаг»

С самого основания «ФК Гранд Капитал» я утверждал, что мы станем компанией №1 на фармацевтическом рынке. Были те, кто в нас не верил, но реальность говорит об обратном: сегодня
Николай Кузяков
Нажимая на кнопку, я принимаю условия Политики конфиденциальности.

оставить заявку

Я всегда хотел развивать свое дело — даже мысли не было работать в найме. Это от родителей: они своим примером мотивировали нас с братом строить собственный бизнес. В 90-е мама с папой торговали на рынке, потом занялись дистрибьюторской деятельностью — продавали бакалею. А мы с братом стояли рядом с ними, потом устроились к родителям грузчиками, а затем взяли на себя роли торговых агентов. Тогда-то мне в голову пришла мысль о том, что есть выгодная ниша — кондитерские изделия. Так в 2005 году появился бренд «Ванюшкины сладости», который я назвал в честь отца. А в августе 2006 года мы купили небольшую фабрику — помню, в цеху стояла всего одна печь. В первую неделю даже сотрудников не было, работали мы с братом, наши девушки и родители.

От компании с одной печью мы выросли до предприятия с 17 тыс. кв. м производственных площадей. Сегодня продаем товар по всей России и экспортируем в 12 стран мира.

Компания «Ванюшкины сладости» прошла длинный путь, но если бы не инсайты, которые приходили ко мне в разные моменты, выйти на новый уровень в бизнесе было бы непросто.
Долгое время мы производили продукцию для СТМ — собственных торговых марок крупных сетей. Дошло до того, что у «Ванюшкиных сладостей» около 40% объема выручки приходилось на СТМ. Какое-то время я пребывал в зоне комфорта, и не думал заниматься чем-то новым.

Когда я видел по-настоящему успешные предприятия, то удивлялся: «Почему же они не занимаются производством товаров СТМ?». Вместо этого они развивали свои бренды, а я сосредоточился на выпуске СТМ. Даже нашел себе объяснение: мол, компании, с которыми мы работаем, делятся с нами своими компетенциями.

Но потом понял, что доход держится на одном уровне, бизнес не масштабируется. «Ванюшкиным сладостям» нужен был рост, но я не знал, как его добиться.

Все изменилось после работы с психологом. Во время сеансов выяснилось, что дело в моей внутренней неуверенности. Я не опирался на самого себя, а вместо этого искал какие-то внешние точки поддержки. Это было либо признание со стороны — к тому моменту у компании собралось огромное количество профессиональных наград, — либо работа с кем-то, кто сильнее меня. Во втором случае я имею в виду вовсе не делового партнера или инвестора, а те самые торговые сети, для которых мы выпускали продукцию СТМ — и не могли из-за этого развиваться дальше. Конечно, мы много взяли от них, но изначально это сотрудничество было нужно, чтобы найти в них опору.

Я перестал надеяться на крупных игроков рынка и начал полагаться только на самого себя. В результате «Ванюшкины сладости» увеличили долю собственного бренда, и за счет этого товар, выпущенный под СТМ, в объеме выручки стал занимать лишь 20−25%. Комфортный показатель, учитывая, что мы стремимся к диверсификации и разнообразию ассортимента — это помогает нам успешно лавировать в кризисных ситуациях.

После того, как я перестал бояться, избавился от внутренних ограничений и начал развивать свой бренд, наша компания выросла в абсолютных показателях на 18%, а по выручке — на 42%.

Чтобы дело масштабировалось, приходится прорабатывать свои недостатки, психологические особенности и идти туда, где сложно. Ты можешь не получить признания, похвалы, но это даст рост и развитие твоему бизнесу. После решения собственных внутренних проблем как будто переходишь на другой уровень.
Я понял, что нужно осознавать свои минусы, отслеживать, когда они мешают — и корректировать собственное поведение.  И не бояться внутренне работать над собой. Немногие в состоянии самостоятельно задавать себе трудные вопросы: «Почему я думаю именно так?», «Откуда взялся этот стереотип?». Мало кто разговаривает искренне сам с собой: тяжело признаться, что ты не идеален. А чтобы развиваться как личность, необходимо потеснить свое эго, задавать себе сложные, неудобные вопросы — без помощи специалиста это вряд ли возможно.

Но работа с психологом научила меня еще кое-чему.

Как помогла вера в свои силы

Еще одно открытие, которое очень помогло в работе — осознание необходимости слушать других и доверять им. Раньше на планерках 90% от общего времени говорил я — и считал себя самым умным. Мол, если стоял у истоков бизнеса, прошел огонь и воду, то могу быть кем угодно — маркетологом, тестомесом, оператором. Сотрудникам давал слово по остаточному принципу, и особо не вникал в их мнение. А сейчас, когда возникает желание побыть экспертом, специально себя торможу и одергиваю. Теперь на встречах 80−90% времени отдаю персоналу. Я перестал излишне их контролировать, включаюсь только если считаю, что могу подсказать нечто полезное за счет моей насмотренности.

Изменилось еще вот что: раньше я спрашивал мнение сотрудника, и если оно не совпадало с моим, то начинал человека переубеждать. А сейчас принимаю чужие взгляды — и другим не даю навязывать мне свое видение мира.

Начал давать персоналу возможность самостоятельно принимать решения. Если бы я продолжил замыкать все на себе, то не смог бы достичь нового уровня и на практике убедиться, что мои изменения работают. В феврале 2025 года намечалась выставка «Продэкспо», и я сказал команде, что мы должны классно выступить на ней с новым брендом полезных десертов Evergo.

Шел ноябрь, у нас было только название — и больше ничего. Я сказал ребятам: «На выставке нужно показать семь продуктовых линеек, поэтому к следующей неделе подготовьте свои предложения, наработки и скажите, чего вам не хватает — денег, оборудования, сотрудников».

Я не верил, что у нас получится: проект был амбициозным, а компания на тот момент выпускала в год около 20 новинок. А тут совершенно новая ниша! Но у ребят было желание выложиться, да и я сумел их замотивировать — так что к февралю все оказалось готово. Мое участие было минимальным.

Я сказал команде: если в какой-то момент окажется, что не хватает того или иного ресурса для выполнения задачи, я вам его дам. Не надо бояться подходить и честно говорить. Но сначала нужно самим попытаться разобраться в проблеме, выяснить, почему так получилось — и только потом обращаться ко мне.

Конечно, я не отпускаю ситуацию полностью, чтобы все «от» и «до» происходило без моего участия. Да и сами сотрудники — нет-нет, да и придут с вопросом. Но в случае с Evergo и «Продэкспо» меня действительно практически не дергали, и сейчас бренд продолжает органически развиваться.

Из-за того, что я ослабил контроль, со стороны персонала не было серьезных просчетов, которые повредили бы бизнесу. Наоборот, сотрудники стали брать на себя больше ответственности.

Почему важно слышать других

Десерты Evergo придумали ребята, которым по 18−20 лет — для своих же сверстников. Однажды ко мне подошел знакомый предприниматель и говорит, мол, вот у вас на упаковке буква G странно выглядит… Я ответил: «Бренд не для нас с тобой, а для молодежи. Я тоже не всегда понимаю, что им нравится. Но пусть классный продукт живет своей жизнью».

В нашей нише очень важно понимать рынок: изучать исследования, успевать за трендами. Сейчас выросло поколение зумеров, им нужен быстрый перекус. Это должно быть красиво, модно, — желательно что-нибудь без сахара, с пребиотиками. И мы стараемся удовлетворять их потребности. Зашли на маркетплейсы, начинаем работать с блогерами, по-другому вести соцсети, креативить.

Повторюсь: важно избавиться от внутренних ярлыков и не бояться делать первый шаг. Психология собственников влияет на развитие бизнеса.

Разворот на новую аудиторию

«Ванюшкины сладости» — семейная компания, а их в нашей стране мало. Конечно, мои дети сами выберут чем заниматься, но было бы здорово создать династию как Mars — во всяком случае, мы стремимся к такой модели. В России производятся классные продукты питания, во многом они уже обогнали по качеству европейские и уж точно — американские. Так почему бы нам не попробовать?

Что сегодня

Нажимая на кнопку, я принимаю условия Политики конфиденциальности.

оставить заявку

оставьте заявку
Нажимая на кнопку, я принимаю условия политики конфиденциальности